О министерстве Документы Учреждения Новости Мероприятия Проекты ИКТ Оnline услуги

О социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения Главная

25 июля 2016

О социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения

ПРОЕКТ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения

Принят Законодательной палатой _________

Одобрен Сенатом _________

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области оказания социальных услуг для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения.

Статья 2. Законодательство о социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения

Законодательство о социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

социально уязвимые категории населения – лица, признанные в установленном законодательством порядке нуждающимися в оказании социальных услуг, в том числе:

одинокие и одиноко проживающие престарелые, нуждающиеся в постороннем уходе;

инвалиды I и II группы, дети-инвалиды;

недееспособные и ограниченные в дееспособности лица;

лица, имеющие социально значимые заболевания;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

социальные услуги – комплекс мер и действий по оказанию помощи лицу, нуждающемуся в предоставлении социальных услуг, с целью повышения качества жизни, создания равных с другими гражданами возможностей участвовать в жизни общества и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои базовые жизненные потребности;

социальная помощь — пособия и другие выплаты, льготы, натуральная помощь (продукты питания, товары гигиены первой необходимости, технические средства реабилитации и др.);

социальное сопровождение — содействие в реализации прав, свобод и законных интересов престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения путем привлечения юридических и физических лиц и обеспечения согласованности их действий;

поставщики социальных услуг – органы государственного управления, органы исполнительной власти на местах, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации, а также субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по оказанию социальных услуг;

получатели социальных услуг – лица, которым предоставляются социальные услуги;

оценка жизненной ситуации – выявление потребностей лиц, нуждающихся в получении социальных услуг.

индивидуальная программа социальных услуг – документ, разрабатываемый поставщиком социальных услуг при участии получателя социальных услуг либо его законного представителя, на основе оценки жизненной ситуации получателя социальных услуг, включающая виды социальных услуг, их объем, периодичность, условия и сроки их предоставления.

престарелый - лицо, достигшее пенсионного возраста (от 55 лет для женщин и от 60 лет для мужчин), имеющее право на социальное обеспечение в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических, умственных, психических или сенсорных (чувственных) нарушений нуждается в социальной помощи и поддержке

инвалид - лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических, умственных, психических или сенсорных (чувственных) нарушений признано в установленном законодательством порядке инвалидом и нуждается в социальной помощи и защите.

Статья 4. Основные принципы предоставления социальных услуг

Предоставление социальных услуг основывается на следующих основных принципах:

соблюдение прав человека, обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг лицам, нуждающимся в них;

доступность социальных услуг;

адресность и индивидуальный подход в предоставлении социальных услуг;

добровольность получения социальных услуг;

конфиденциальность информации о получателях социальных услуг.

Статья 5. Основные направления государственной политики в области социальных услуг

Основными направлениями государственной политики в области социальных услуг являются:

своевременное выявление, учет лиц, нуждающихся в оказании социальных услуг и предоставление им социальных услуг;

создание необходимых условий для сохранения связей получателей социальных услуг с семьей и сообществом, их пребывания в благоприятной среде;

обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов по предоставлению социальных услуг;

развитие социального партнерства в области предоставления социальных услуг.

Глава 2. Система и полномочия поставщиков социальных услуг

Статья 6. Система поставщиков социальных услуг

Система поставщиков социальных услуг включает в себя:

органы государственного управления (министерства, государственные комитеты, агентства, центры и инспекции);

органы исполнительной власти на местах;

органы самоуправления граждан;

негосударственные некоммерческие организации;

субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по оказанию социальных услуг.

Статья 7. Полномочия органов государственного управления в области социальных услуг

Органы государственного управления в пределах своих полномочий:

реализуют государственную политику в области социальных услуг;

разрабатывают государственные программы в области социальных услуг и участвуют в их реализации;

координируют деятельность подведомственных организаций в области социальных услуг;

проводят анализ потребностей социально уязвимых категорий населения в социальных услугах и принимают меры по развитию сети поставщиков социальных услуг, организации и осуществлению государственных закупок социальных услуг;

организуют проведение научных исследований, подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области социальных услуг;

обеспечивают формирование системы информатизации, организуют работу по ведению статистики в области социальных услуг, осуществляют методическое руководство по статистическому учету и отчетности подведомственных организаций в области социальных услуг, организуют публикацию открытых данных в области социальных услуг;

обеспечивают формирование системы информатизации в области оказания социальных услуг;

выявляют и ведут учет лиц, нуждающихся в оказании социальных услуг и предоставление им социальных услуг; соответствующих их потребностям;

информируют население о социальных услугах и условиях их предоставления с помощью средств массовой информации;

обеспечивают рассмотрение предложений, заявлений и жалоб физических и юридических лиц по вопросам социальных услуг, а также принимают меры по устранению выявленных недостатков;

взаимодействуют с государственными и негосударственными некоммерческими организациями, поставщиками социальных услуг по вопросам предоставления социальных услуг.

Органы государственного управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти на местах в области социальных услуг

Органы исполнительной власти на местах в пределах своих полномочий:

защищают права, свободу и законные интересы лиц, нуждающихся в получении социальных услуг;

участвуют в реализации государственных программ в области оказания социальных услуг;

разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области оказания социальных услуг;

выявляют и ведут учет лиц, нуждающихся в оказании социальных услуг и предоставление им социальных услуг;

проводят анализ потребностей социально уязвимых категорий населения в социальных услугах, инициируют внедрение новых видов социальных услуг, осуществляют государственные закупки социальных услуг;

осуществляют контроль и координацию деятельности территориальных органов государственного управления, выполняющих задачи в области оказания социальных услуг.

Органы исполнительной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 9. Полномочия органов самоуправления граждан в области социальных услуг

Органы самоуправления граждан в пределах своих полномочий:

реализуют меры по поддержке социально уязвимых слоев населения, обеспечивают целевое и эффективное использование централизованно выделяемых на эти цели государственных средств

решают вопросы оказания материальной помощи и выплаты пособий малообеспеченным семьям;

выявляют совместно с государственными и негосударственными некоммерческими организациями лиц, нуждающихся в получении социальных услуг;

ведут учет лиц, нуждающихся в оказании социальных услуг и предоставление им социальных услуг;

реализуют мероприятия по привлечению государственных и негосударственных некоммерческих организаций, поставщиков социальных услуг, благотворителей, других лиц и ресурсов;

осуществляют прием лиц, нуждающихся в получении социальных услуг, рассматривают их заявления, предложения и жалобы, предоставляют соответствующую информацию и необходимые справки
в соответствии с законодательством;

решают вопросы оказания материальной помощи и назначают пособия малообеспеченным семьям;

обеспечивают деятельность комиссий по социальной поддержке;

осуществляют общественный контроль за деятельностью государственных поставщиков социальных услуг, подготавливать по его итогам предложения и вносить их в уполномоченные государственные органы;

взаимодействуют с государственными и негосударственными некоммерческими организациями по оказанию правовой, социальной, педагогической, психологической и медицинской помощи.

Органы самоуправления граждан могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 10. Полномочия негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг

Негосударственные некоммерческие организации могут:

участвовать в реализации государственных программ и проектов в области социальных услуг;

проводить исследования по выявлению потребностей социально уязвимых категорий населения в социальных услугах;

осуществлять общественный контроль за деятельностью государственных поставщиков социальных услуг, подготавливать по его итогам предложения и вносить их в уполномоченные государственные органы;

выявлять и вести учет лиц, нуждающихся в оказании социальных услуг и предоставлении им социальных услуг;

предоставлять социальные услуги;

получать государственные социальные заказы, субсидии, гранты, участвовать в тендерных (конкурсных) и биржевых торгах по государственным, корпоративным и иным закупкам, а также получать другие формы государственного финансирования на оказание социальных услуг в порядке, установленном законодательством;

заключать договоры с субъектами предпринимательства и гражданами на платное предоставление социальных услуг, выполнение иных работ или реализацию проектов в сфере социальных услуг.

Негосударственные некоммерческие организации могут осуществлять и иную деятельность в области социальных услуг в соответствии с законодательством.

Статья 11. Полномочия субъектов предпринимательства в предоставлении социальных услуг

Субъекты предпринимательства могут:

участвовать в реализации государственных программ и проектов в области социальных услуг;

выявлять и вести учет лиц, нуждающихся в оказании социальных услуг и предоставлении им социальных услуг;

проводить исследования по выявлению потребностей социально уязвимых категорий населения в социальных услугах;

предоставлять социальные услуги, в том числе путем создания интернатных медико-социальных и образовательно-воспитательных учреждений;

участвовать в тендерных (конкурсных) и биржевых торгах по государственным, корпоративным и иным закупкам;

заключать договоры на платное предоставление социальных услуг, выполнение иных работ или реализацию проектов в сфере социальных услуг.

Субъекты предпринимательства могут осуществлять и иную деятельность в области социальных услуг в соответствии с законодательством.

Глава 3. Формы предоставления и виды социальных услуг

Статья 12 . Формы предоставления социальных услуг

Социальные услуги предоставляются в следующих формах:

консультативные услуги и услуги социального сопровождения;

социальные услуги по уходу на дому;

социальные услуги в учреждениях дневного или кратковременного пребывания;

социальные услуги в интернатных учреждениях.

Статья 13. Виды консультативных услуг и услуг социального сопровождения

Консультативные услуги и услуги социального сопровождения оказываются поставщиками социальных услуг.

Консультативные услуги и услуги социального сопровождения включают в себя следующие виды:

консультирование по вопросам предоставления социальных услуг, направление в соответствующие организации;

содействие в получении общего среднего, среднего специального и профессионального образования;

содействие в трудоустройстве;

содействие в установлении опеки и попечительства, усыновлении (удочерении), принятии детей на воспитание в семью (патронат), в детские интернатные учреждения;

подготовка родителей или лиц, заменяющих родителей, к приему воспитанника детских интернатных учреждений в семью;

содействие в жилищно-бытовом устройстве и получении материальной помощи;

содействие в получении технических средств реабилитации.

Консультативные услуги и услуги социального сопровождения могут включать в себя и иные услуги в соответствии с законодательством.

Консультативные услуги оказываются поставщиками социальных услуг.

Статья 14. Социальные услуги по уходу на дому

Социальные услуги по уходу на дому включают в себя следующие виды:

бытовое обслуживание, включая покупку и доставку на дом продуктов питания, товаров гигиены, медикаментов;

содействие в приготовлении пищи, уборке помещений, осуществлении гигиены;

содействие в оказании необходимой медицинской помощи, обеспечение по медицинским показаниям протезно-ортопедическими изделиями, техническими средствами реабилитации.

Социальные услуги по уходу на дому могут включать в себя и иные формы социальных услуг в соответствии с законодательством.

Социальные услуги по уходу на дому оказываются поставщиками социальных услуг.

Статья 15. Социальные услуги в учреждениях дневного и кратковременного пребывания

Социальные услуги в учреждениях дневного и кратковременного пребывания включают в себя следующие виды:

обучение навыкам самообслуживания, самостоятельного передвижения и ориентации, общения, контроля своего поведения, навыкам, необходимым для обучения или трудовой деятельности, включая обучение пользованию техническими средствами реабилитации;

обучение членов семьи либо законных представителей навыкам ухода за лицами, имеющими нарушения в состоянии здоровья, инвалидность, навыкам общения с ними, основам их реабилитации в домашних условиях;

обучение родителей либо заменяющих их лиц навыкам ухода и воспитания за детьми, в том числе за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, принимаемыми в семьи, усыновляемыми (удочеряемыми);

проведение психологических и социально-педагогических консультаций.

Социальные услуги в учреждениях дневного пребывания могут включать в себя и иные формы социальных услуг в соответствии с законодательством.

Социальные услуги в учреждениях дневного пребывания могут оказыватся поставщиками социальных услуг.

Статья 16. Социальные услуги в интернатных учреждениях

Социальные услуги в интернатных учреждениях включают в себя следующие виды:

обеспечение постоянного ухода, бытовое обслуживание, предоставление благоустроенного жилья с мебелью, инвентарем, постельными принадлежностями, обеспечение одеждой и обувью, другими предметами первой необходимости, организация питания с учетом возраста и состояния здоровья;

оказание первой медицинской помощи, проведение диспансеризации, при нуждаемости направление на стационарное лечение, обеспечение по медицинским показаниям лекарственными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, техническими средствами реабилитации;

предоставление специальной психолого-педагогической помощи, развитие жизненных навыков;

организация досуга, клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов;

создание условий для выхода лиц из интернатных учреждений и их самостоятельной жизни или проживания в семье.

Социальные услуги в интернатных учреждениях могут включать в себя и иные формы социальных услуг в соответствии с законодательством.

Глава 4. Предоставление социальных услуг

Статья 17. Организация предоставления социальных услуг

Организация предоставления социальных услуг включает следующие этапы:

выявление лиц, нуждающихся в предоставлении социальных услуг;

оценка жизненной ситуации лиц, нуждающихся в получении социальных услуг;

разработка и реализация индивидуальной программы социальных услуг;

проведение мониторинга индивидуальной программы социальных услуг.

Статья 18. Выявление лиц, нуждающихся в предоставлении социальных услуг

Выявление лиц нуждающихся в предоставлении социальных услуг осуществляется:

при подворных обходах;

на основе информации, переданной физическими и юридическими лицами в письменном или устном виде;

при самостоятельном обращении лица, нуждающегося в предоставлении социальных услуг.

Статья 19. Оценка жизненной ситуации

Оценка жизненной ситуации проводится организациями, предоставляющими социальные услуги.

Основанием для проведения оценки жизненной ситуации является письменное заявление о предоставлении социальных услуг со стороны получателя социальных услуг либо его законного представителя
с выражением согласия на сбор информации личного характера.

Оценка жизненной ситуации проводится соответствующими специалистами поставщиков социальных услуг.

Получатели социальных услуг обязаны предоставлять информацию, имеющую значение для принятия решения о нуждаемости в социальных услугах и условиях их предоставления, и несут ответственность
за достоверность предоставленной информации.

По результатам оценки жизненной ситуации поставщиками социальных услуг принимается решение:

о признании лица, нуждающимся в предоставлении социальных услуг;

о зачислении лица на предоставление социальных услуг и разработке индивидуальной программы социальных услуг;

о предоставлении консультации;

о направлении лица в другие организации, ответственные за предоставление социальных услуг для данной категории лиц;

об отклонении заявления на предоставление социальных услуг.

Статья 20. Разработка и реализация индивидуальной программы социальных услуг

Основанием для разработки индивидуальной программы социальных услуг являются результаты оценки жизненной ситуации лица.

Разработка индивидуальной программы социальных услуг проводится ответственным сотрудником поставщика социальных услуг при непосредственном участии специалистов соответствующих поставщиков социальных услуг.

Индивидуальная программа социальных услуг включает в себя виды социальных услуг, их объем, периодичность, условия и сроки их предоставления, ответственных лиц.

Индивидуальная программа социальных услуг разрабатывается при участии получателя социальных услуг или его законного представителя.

Получатель социальных услуг вправе полностью или частично отказаться от получения социальных услуг согласно индивидуальной программе социальных услуг.

В случае письменного отказа получателя социальных услуг от выполнения индивидуальной программы социальных услуг в целом или в какой-либо ее части поставщики социальных услуг не несут ответственности за невыполнение индивидуальной программы социальных услуг.

Информация, содержащаяся в индивидуальной программе социальных услуг, является конфиденциальной и не может распространяться без письменного согласия получателя социальных услуг или его законного представителя.

Статья 21. Проведение мониторинга индивидуальной программы социальных услуг

Мониторинг индивидуальной программы социальных услуг проводится в целях определения эффективности социальных услуг, пересмотра индивидуальной программы или ее прекращения.

Пересмотр индивидуальной программы социальных услуг проводится в связи с изменением жизненной ситуации получателя социальных услуг.

Получатели социальных услуг обязаны своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении жизненной ситуации, обуславливающих потребность в предоставлении социальных услуг.

Основанием для завершения индивидуальной программы социальных услуг является:

преодоление жизненной ситуации лица;

отказ получателя социальных услуг от социальных услуг;

переезд на другое место жительства;

смерть получателя социальных услуг;

при выявлении недостоверных или искаженных сведений;

заключение под стражу;

изменение семейного положения;

длительное отсутствие по месту проживания.

Глава 5. Мониторинг, оценка, государственный и общественный контроль в области социальных услуг

Статья 22. Мониторинг и оценка

Мониторинг социальных услуг представляет собой постоянный и системный процесс сбора информации на основе показателей, утвержденных органами государственного управления и характеризующих эффективность деятельности поставщиков социальных услуг.

Открытые данные, полученные в результате мониторинга, размещаются на Едином портале государственных услуг.

Оценка социальных услуг представляет собой процесс анализа органами государственного управления на основе стандартов социальных услуг исполнения подведомственными им организациями законодательства о социальных услугах, соблюдения прав получателей социальных услуг, качества, результативности и безопасности предоставляемых социальных услуг.

Мониторинг и оценку деятельности поставщиков социальных услуг, осуществляют органы государственного управления, органы исполнительной власти на местах, а также другие государственные органы в соответствии с законодательством.

Статья 23. Государственный контроль

Государственный контроль в области социальных услуг осуществляется органами государственного управления, органами исполнительной власти на местах, а также другими государственными органами в установленном законодательством порядке.

Статья 24. Общественный контроль

Общественный контроль в системе предоставления социальных услуг

могут осуществлять негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации и другие институты гражданского общества а также граждане Республики Узбекистан.

Государственные организации обязаны содействовать проведению общественного контроля в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля являются обязательными для рассмотрения государственными организациями.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Финансирование социальных услуг

Источниками финансирования социальных услуг являются:

средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;

доходы, получаемые от реализации социальных услуг, в установленном законодательством порядке;

благотворительные пожертвования юридических и физических лиц;

иные источники, не запрещенные законодательством.

Статья 26. Разрешение споров

Споры в области социальных услуг разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства о социальных услугах

Лица, виновные в нарушении законодательства о социальных услугах, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.


Тип документа:  Закон
Сохранить в формате pdf |