О министерстве Документы Учреждения Новости Мероприятия Проекты ИКТ Оnline услуги

Функции и задачи Главная

Положение о Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан

(Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 14.01.1999 г. N 18)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об охране здоровья граждан", Указом Президента Республики Узбекистан от 10 ноября 1998 года N УП-2107 "О государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан" и определяет статус, задачи, функции, компетенцию и организационные основы деятельности Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
  2. Министерство здравоохранения Республики Узбекистан (далее по тексту Министерство) является центральным органом государственного управления здравоохранением и в своей деятельности подчиняется Кабинету Министров Республики Узбекистан.
    Министерство осуществляет свою работу во взаимодействии с другими органами государственного управления, органами исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей, г. Ташкента и общественными организациями.
  3. В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами и иными актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, иными законодательными актами, а также международными договорами Республики Узбекистан по вопросам здравоохранения и настоящим Положением.
  4. Нормативно-правовые акты Министерства, издаваемые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, общественными объединениями и физическими лицами на территории Республики Узбекистан.
  5. Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство здравоохранения Республики Каракалпакстан, органы управления здравоохранением областей, города Ташкента, их подразделения в городах и районах составляют единую систему органов управления здравоохранением республики.
  6. Министерство является юридическим лицом, имеет на правах оперативного управления обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.

2. ЗАДАЧИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Основными задачами Министерства являются:

  1. реализация государственной политики, обеспечивающей сохранение и улучшение здоровья населения, формирование условий для воспитания здорового поколения, развитие профилактического здравоохранения, широкой популяризации здорового образа жизни;
  2. обеспечение соблюдения конституционных прав граждан на получение квалифицированного медицинского обслуживания, гарантированного государством уровня и качества медико-санитарной помощи населению, равнодоступности населения ко всем видам оказываемых медицинских услуг;
  3. реализация Концепции реформирования системы здравоохранения, развитие негосударственного сектора здравоохранения, частной врачебной практики и создание рынка медицинских услуг;
  4. создание нормативно-правовой базы реформирования отрасли, разработка и создание условий для реализации целевых программ по развитию здравоохранения;
  5. организация и укрепление системы экстренной неотложной медицинской помощи населению на всех уровнях управления здравоохранением;
  6. разработка стратегии и прогнозирование развития медицинской науки на основе сочетания отечественного опыта и лучших мировых достижений, повышение эффективности научных медицинских исследований, внедрение достижений науки, техники и передового опыта в практику здравоохранения;
  7. повышение эффективности использования бюджетных ассигнований, направляемых на охрану здоровья населения, привлечение внебюджетных средств, иностранных инвестиций и средств международных организаций для финансирования целевых программ и укрепления материально-технической базы здравоохранения, обеспечение поэтапного перехода лечебно- профилактических учреждений на самофинансирование, разработка и внедрение страховой медицины;
  8. создание системы нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая медицинскую помощь, производство и использование лекарственных средств, изделий медицинского назначения и контроль за их соблюдением;
  9. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и совместно с заинтересованными органами охраны территории республики от завоза и распространения карантинных и особо опасных инфекций;
  10. развитие системы высшего и среднего медицинского образования, международных связей и использование зарубежного опыта и мировых стандартов в области здравоохранения;
  11. привлечение общественности для обеспечения защиты прав и интересов потребителей. (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 31.01.2003 г. N 53)

3. ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В соответствии с возложенными задачами Министерство осуществляет следующие функции:

в области организации медицинского обслуживания населения:

  1. разрабатывает с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами прогнозы и целевые программы развития системы здравоохранения республики;
  2. осуществляет мероприятия по профилактике заболеваний, медицинской помощи, инвалидности, медицинской экспертизе;
  3. осуществляет контроль за оказанием своевременной квалифицированной и качественной медицинской помощи населению лечебными учреждениями системы здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой;
  4. устанавливает стандарты качества и нормативы стоимости медицинских услуг для учреждений здравоохранения, проводит лицензирование и сертификацию медицинской и фармацевтической деятельности;
  5. осуществляет стандартизацию и сертификацию лекарственных и дезинфекционных, санитарно-гигиенических и парфюмерно-косметических средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского и фармацевтического назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств, контроль за производством и порядком их использования;
  6. изучает потребность, разрабатывает балансы спроса и предложения лекарственных, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и других изделий медицинского назначения;
  7. обеспечивает эффективное функционирование службы экстренной неотложной медицинской помощи;
  8. принимает участие и разработке и реализации республиканских программ ликвидации аварийных ситуаций и катастроф, носящих чрезвычайный характер, создает в установленном порядке запасы медицинского имущества, лекарственных, дезинфекционных средств и иммунобиологических препаратов для использования их при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  9. проводит работу по профилактике инфекционных и неинфекционных, паразитарных заболеваний, а также профессиональных заболеваний, связанных с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания и трудовой деятельности;
  10. организует совместно с заинтересованными органами и контролирует работу по предупреждению заноса инфекционных и карантинных заболеваний с территории иных государств;
  11. принимает решения о направлениях и объемах профилактической помощи, сроках и методах проведения профилактических прививок, осуществляет пропаганду здорового образа жизни среди населения;
  12. участвует в реализации программ медико-социальной помощи семье, матери, ребенку, а также лицам, нуждающимся в ней;
  13. разрабатывает и утверждает санитарные нормы, правила, гигиенические нормативы, осуществляет государственный санитарный надзор за их соблюдением, а также методическое руководство работой санитарно-эпидемиологических служб, независимо от их ведомственной подчиненности;
  14. обеспечивает судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу;
  15. привлекает представителей общественных организаций потребителей к работе по проверке требований законодательства о защите прав потребителей, санитарного законодательства, государственных стандартов и правил по проведению сертификации; (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 31.01.2003 г. N 53)
  16. проводит по представлению общественных организаций потребителей испытания на договорной основе на соответствие требованиям безопасности товаров (работ, услуг) в подведомственных лабораториях. (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 31.01.2003 г. N 53)

в области медицинской статистки и информатизации:

  1. обеспечивает формирование системы информатизации отрасли, организует работу по ведению статистики в здравоохранении, осуществляет методическое руководство порядком статистического учета и отчетности в системе здравоохранения, контролирует достоверность статистической информации;

в области экономики и финансов:

  1. организует экономическую и финансовую работу в системе Министерства обеспечивает финансирование расходов на содержание медицинских учреждений, осуществляемых за счет средств государственного бюджета, проводит мероприятия по совершенствованию организации нормирования и оплаты труда работников системы;
  2. проводит анализ деятельности и осуществляет методическое руководство ведением бухгалтерского учета и отчетности, контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств в подведомственных учреждениях и организациях;
  3. обеспечивает взаимодействие государственных, общественных, благотворительных организаций и фондов, учреждений и предприятий в работе по привлечению средств для финансирования целевых программ по здравоохранению;
  4. совершенствует систему финансирования здравоохранения с обеспечением поэтапного перехода лечебно-профилактических учреждений на платные формы обслуживания и введения страховой медицины;
  5. проводит работу по привлечению иностранных инвестиций, средств международных организаций, фондов для развития системы здравоохранения;
  6. разрабатывает предложения по разгосударствлению, приватизации предприятий, учреждений и организаций здравоохранения и участвует в их реализации;

в области подготовки кадров:

  1. разрабатывает и реализует программы кадрового обеспечения отрасли, определяет потребность в медицинских кадрах по соответствующим направлениям и специальностям в здравоохранении и осуществляет их подготовку;
  2. осуществляет контроль за квалификационным составом и профессиональным уровнем руководящих работников, повышением профессиональной квалификации врачей, фармацевтов и других медицинских кадров и проводит их аттестацию;
  3. руководит деятельностью высших и средних медицинских и фармацевтических учебных заведений, осуществляет финансирование и контроль за их деятельностью;
  4. определяет номенклатуру специальностей в системе здравоохранения, осуществляет подбор кадров на замещение должностей номенклатуры Министерства;

в области управления здравоохранением:

  1. разрабатывает и осуществляет мероприятия по совершенствованию структуры подведомственных Министерству учреждений, организаций и предприятий;
  2. осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью органов управления здравоохранения на местах;
  3. создает, реорганизует и ликвидирует в установленном законом порядке подведомственные предприятия, учреждения, организации, утверждает положения и уставы о них;
  4. организует разработку программ развития материально-технической базы здравоохранения, строительства новых, реконструкции и технического перевооружения действующих организаций и учреждений отрасли;

в области научно-технического прогресса:

  1. обеспечивает развитие научно-медицинских исследований и повышение их эффективности, внедрение достижений науки, техники и передового опыта в медицинскую практику;
  2. проводит экспертизу результатов научных исследований, выступает заказчиком перед учреждениями, организациями, в том числе перед Академией наук Республики Узбекистан, на научные исследования по актуальным проблемам здравоохранения;

в области внешнеэкономических связей:

  1. развивает и расширяет экономические связи с зарубежными странами в решении важнейших проблем развития отрасли;
  2. организует проведение в республике международных мероприятий (симпозиумов, конференций, выставок и др.);
  3. организует подготовку специалистов отрасли в ведущих зарубежных и научных центрах;
  4. представляет республику в международных, межгосударственных организациях здравоохранения;
  5. издает в установленном порядке и обеспечивает подразделения Министерства научной, методической литературой и информацией. Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
  6. в соответствии с законодательством выдает заключения и осуществляет контроль при транзите опасных грузов, вооружения, военной техники, военного имущества, взрывчатых веществ и изделий, а также воинских контингентов. (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 01.05.2002 г. N 150)

4. ПРАВА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Министерству предоставляется право:

  1. вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по развитию, реформированию и совершенствованию управления здравоохранением республики, укреплению материально-технической базы медицинских учреждений, подготовке квалифицированных медицинских кадров, обеспечению социальной защиты работников здравоохранения;
  2. запрашивать и получать в установленном порядке от органов управления и государственной власти на местах, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на Министерство задач;
  3. заслушивать на заседаниях коллегии руководителей предприятий, учреждений и организаций системы здравоохранения независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности по вопросам, относящимся к компетенции министерства;
  4. вносить на рассмотрение в Республиканскую чрезвычайную противоэпидемическую комиссию при Кабинете Министров Республики Узбекистан вопросы, связанные с санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории Республики Узбекистан и в сопредельных государствах;
  5. использовать внебюджетные средства на стимулирование эффективного труда работников;
  6. осуществлять издательскую деятельность;
  7. привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, в том числе зарубежных, к решению проблем, относящихся к его ведению;
  8. изучать и давать оценку деятельности структур частного здравоохранения, включая совместные предприятия, выполнения ими требований медико-санитарных стандартов и обеспечения качества медицинских услуг, оказываемых населению;
  9. осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством; отменять приказы подведомственных учреждений, изданные в нарушение действующего законодательства.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

  1. Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Указом Президента Республики Узбекистан с последующим представлением на утверждение Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
    Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
    Министр имеет первого заместителя министра и заместителей министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
  2. Министр:
    1. руководит деятельностью Министерства и подведомственных ему учреждений, организаций, учебных заведений и предприятий;
    2. в пределах своей компетенции издает приказы, инструкции и дает указания, обязательные для исполнения всеми подведомственными организациями, учреждениями, предприятиями, а также территориальными органами здравоохранения и проверяет их исполнение;
    3. вносит в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Республики Узбекистан проекты нормативных актов по вопросам, отнесенным к ведению Министерства;
    4. распределяет обязанности между заместителями министра и координирует их деятельность;
    5. устанавливает степень ответственности заместителей министра и руководителей структурных подразделений Министерства за выполнение возложенных на них обязанностей;
    6. утверждает в пределах, установленных Кабинетом Министров республики численности и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание центрального аппарата, положения о структурных подразделениях Министерства, положения и уставы подведомственных Министерству учреждений, организаций и предприятий;
    7. назначает и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства и руководителей подведомственных Министерству учреждений, организаций, средних специальных учебных заведений и предприятий в соответствии с установленной номенклатурой;
    8. определяет условия материального стимулирования работников центрального аппарата Министерства;
    9. представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград, имеет другие права в соответствии с действующим законодательством.
  3. В Министерстве образуется коллегия в составе министра - председателя коллегии, заместителей министра по должности, а также других руководящих работников Министерства и его системы.
    Члены коллегии Министерства, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
    Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы развития здравоохранения и деятельности Министерства, предприятий, учреждений и организаций здравоохранения, подбора и расстановки кадров, подготовки проектов важнейших документов, проверки исполнения принятых решений, заслушивает доклады руководителей структурных подразделений Министерства, руководителей органов здравоохранения и учебных заведений.
    Решения коллегии реализуются приказами министра. В случае разногласий между министром и членами коллегии министр самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
  4. Для научного анализа проблем здравоохранения в Министерстве образуется ученый медицинский совет. В состав совета входят ведущие ученые и высококвалифицированные специалисты. Состав ученого медицинского совета и положение о нем утверждается министром.