О министерстве Документы Учреждения Новости Мероприятия Проекты ИКТ Оnline услуги

Информация по инвестиционному проекту «Совершенствование системы здравоохранения (Здоровье-3)» с участием МАР Главная

29 октября 2019

Информация по инвестиционному проекту «Совершенствование системы здравоохранения (Здоровье-3)» с участием МАР

Информация

по инвестиционномупроекту «Совершенствование системы здравоохранения (Здоровье-3)» с участием МАР

Проект реализуется в соответствии с Постановлениями Президента Республики Узбекистан №ПП-1614 от 7.09.2011г. «О мерах по реализации проекта «Совершенствование системы здравоохранения (Здоровье-3)» при финансовом сотрудничестве с Международной ассоциацией развития (МАР) Всемирного банка и №ПП-2182 от 29.05.2014г. «О дополнительных мерах по реализации проекта «Совершенствование системы здравоохранения (Здоровье-3)» с участием МАР Всемирного банка

Общая стоимость проекта – 192,6 млн. долл., в т.ч.:

 - вклад Правительства Республики Узбекистан – 68,5 млн. долл.

- займа МАР – 124,1 млн. долл.;

Целью проекта является (1) улучшение доступа к качественным услугам здравоохранения на уровне первичного здравоохранения - учреждений районных медицинских объединений (РМО) и отдельных городских медицинских объединений (ГМО); и (2) повышение эффективности реагирования государственной службы общественного здравоохранения на учащение случаев неинфекционных заболеваний.

Проектом предусматривается:

- Оснащение 172 РМО / ГМО современным диагностическим оборудованием, оборудованием для утилизации отходов и медицинской мебелью.

- Оснащение 39 ЦГМП, 180 городских семейных поликлиник и 126 сельских врачебных пунктов.

- Оснащение 13 учебных центров при областных медицинских многопрофильных центров (ОММЦ), дооснащение учебным, презентационным оборудованием и медицинской литературой 14 кафедр/курсов ВУЗов по повышению квалификации и переподготовке врачей СВП и СП.

Компоненты проекта

Компонент 1 Совершенствование стационарных медицинских услуг

  • «Совершенствование больничного обслуживания»

Ремонт и реконструкция. 

С начала действия проекта из 172 плановых стационарных объекта в рамках государственной программы завершили строительные работы в 128 РМО/ГМО и 44 больниц в процессе реконструкции.

Проводится оснащение проектных учреждений, утверждённых технико- экономическими расчетами (ТЭР) проекта. Проведена закупка 140 из 144 наименований оборудований, мебели, наборов инструментария и принадлежностей.

Совместно с Ташкентским институтом усовершенствования врачей в 2018-2019гг. проведено обучение 1321 врачей проектных учреждений навыкам работы с поставленным оборудованием.

В рамках реализации проекта организован Республиканский учебно-производственный центр обслуживания медицинской техники (РУПЦОМТ) и региональные филиалы. Закуплены и доставлены РМО автомашины и наборы инструментов по ремонту медицинской техники для обслуживания медицинского оборудования. На сегодняшний день со стороны центра с выездом в регионы проводятся мероприятия по созданию дочерних предприятий центра, идет согласование кандидатур на пост директоров филиалов, а также подбор помещения для размещения сервисного центра. Также подготовлен пакет документов для открытия территориальных дочерних предприятий центра и передан на рассмотрение в центр государственных услуг «единое окно» в каждом регионе. После получения положительного ответа и официальной регистрации фирменного наименования территориального филиала в регионе, начнётся процесс открытия банковского расчётного счета и изготовления печатей и штампов.

В Министерство здравоохранения при участии группы реализации проекта на постоянной основе проводится регулярный мониторинг реализации проекта.

 Завершено согласование и утверждение Минздравом «Руководства по функциональному планированию управлению районными и городскими медицинскими объединениями», подготовлена программа обучения руководителей РМО/ГМО и проведено обучение 402 главных врачей или их заместителей и главных медицинских сестер РМО.

1.2. Развитие первичного звена здравоохранения

В ходе реализации проекта (2012-2016 гг.) обучено 3062 врачей и 77 педагогов по 10-месячной программе переподготовки врачей общей практики. Дальнейшее обучение проводится под руководством МЗ РУз.

Подготовлены в качестве районных тренеров следующие специалисты центральных районных многопрофильных поликлиник: 154 ЛОР-врачей, 156 офтальмологов, 180 педиатров и 174 акушер-гинекологов для последующего обучения врачей общей практики районов согласно каскадного метода.

239 медсестер семейных и многопрофильных поликлиник подготовлены в качестве районных тренеров для последующего обучения патронажных медсестер по 6 направлениям сестринского дела.

В последние годы проекта подготовлены 417 районных тренеров для врачей 437 районных тренеров для медсестер по «Внедрению протоколов ПЕН ВОЗ в практику учреждений ПМСП» для последующего обучения медицинского персонала учреждений ПЗЗ. 

1.3. Повышение качества клинических услуг

За годы реализации проекта подготовлены и утверждены 22 клинических протокола, разработана учебная программа семинаров и 2684 терапевтов районных больниц и специалистов многопрофильных поликлиник (кардиологи, пульмонологи, гастроэнтерологи и эндокринологи), обучены в регионах на семинарах. Для медсестер терапевтических отделений ЦРБ подготовлены 366 районных тренера для обучения медсестер на рабочем месте.

Обучены 785 педиатров центральных районных больниц 8 регионов по стационарной стратегии «Интегрированного ведения болезней детского возраста (ИВБДВ)» и подготовлено 181 тренеров-медсестер для последующего обучения медсестер педиатрического отделения районных больниц.

Текущее состояние:

Проведен мониторинг регионов по внедрению клинических протоколов в 114 РМО/ГМО, проведена оценка знаний и навыков 221 врача терапевтических отделений и 159 медсестер педиатрических отделений ЦРБ, 132 обученных в качестве тренеров офтальмологов и 132 ЛОР-врачей ЦРМП. Проведен аудит ведения 1112 историй болезни и 268 амбулаторных карт.

Завершено проведение мониторинга в Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Сырдарьинской, Джизакской, Самаркандской областях и в г.Ташкенте. Мониторинг продолжается.

Компонент 2. Укрепление реформ финансирования и управления в секторе здравоохранения"

Основной целью компонента является совершенствование системы финансирования и управления на уровне ПМСП и больниц на районном уровне.

Основные направления деятельности:

укрепление реформ подушевого финансирования первичного звена здравоохранения и их расширение на городские семейные поликлиники;

апробирование новых методов финансирования в районных больницах на основе заключения контрактов;

укрепление ведущей роли Министерства здравоохранения в области разработки и надзора за формированием и реализацией политики финансирования здравоохранения путем:

проведения анализа расходов в секторе здравоохранения и составления среднесрочных прогнозов;

обучения соответствующих работников Минздрава, учреждений ПМСП и РМО управлению финансами;

разработки Информационной системы финансирования здравоохранения для поддержки апробации системы финансирования больниц.

Текущее состояние: Утверждено постановление Кабинета Министров от 13 февраля 2013 г. №37 о реализации пилотной программы для апробации системы финансирования больниц в пилотных больницах Ферганской области и расширении подушевого финансирования на все семейные поликлиники республики.

Укрепление реформ подушевого финансирования: Во исполнение постановления Кабинета Министров издан приказ Министерства здравоохранения № 43 от 14 февраля 2013 г., которым утвержден график поэтапного перевода 155 городских семейных поликлиник на условия финансирования, исходя из норматива затрат в расчете на одного жителя. Минфином и Минздравом утверждены подушевые нормативы бюджетного финансирования для учреждений первичного звена здравоохранения на закупку медикаментов, приобретение основных средств и на расходы по содержанию и текущему ремонту зданий. Это позволило увеличить бюджет СВП, ССП и ГСП почти в 2,5 раза.

Пилотирование системы финансирования больниц: Собраны данные по пролеченным больным, статистические и финансовые показатели деятельности пилотных ЦРБ Ферганской области за 2016-2017 годы, на основе которых проведены их классификация и группирование по заболеваниям в соответствие с МКБ-10 и ALOS. Проведены расчеты стоимости пролеченного случая и их удельного веса по клиническим группам, а также расчет предполагаемой суммы оплаты, которую получили бы пилотные больницы, если такое возмещение будет основано на данных, представленных на этом этапе.

Анализ государственных расходов на здравоохранение: Определены основные показатели деятельности мед. учреждений, связанные с анализом государственных расходов на здравоохранение характеризующие: (1) структурные изменения в системе здравоохранения; (2) демографические показатели и (3) показатели состояния здоровья населения. Проведена оценка и анализ основных направлений гос. политики развития здравоохранения и сопутствующих бюджетных процессов по распределению государственных средств на здравоохранение. По итогам проведенного изучения подготовлены два отчета по анализу государственных расходов на здравоохранение в Узбекистане по данным за 2012-2014 гг. и 2015-2017 гг.

Национальные счета здравоохранения (НСЗ/ ССЗ): Закодированы и введены в программу НАРТ данные по государственным расходам медицинских учреждений; расходам частных и ведомственных учреждений; аптек и страховых компаний, имеющих расходы на здравоохранение; данные по расходам на образование и науку; данные по грантам и технической помощи международных финансовых институтов. По результатам обработки и анализа данных за 2014 год подготовлен Второй отчет по счетам здравоохранения, который включает в себя описание действующей системы финансирования здравоохранения, оценку расходов на здравоохранение за 2014 год в соответствии с методологией ВОЗ и рекомендации по дальнейшему внедрению системы НССЗ в республике.

Информационная система управления: По результатам обработки данных по пролеченным случаям и финансированию в трех пилотных ЦРБ, разработана стандартизированная система перераспределения затрат между клиническими и вспомогательными отделениями, расчета стоимости пролеченного случая и их удельного веса по клиническим группам.

Обучение соответствующих работников Минздрава, сельских учреждений ПМСП и РМО управлению финансами: Подготовлены 7 программ и 13 учебно-методических пособий, которые утверждены на Ученом Совете ТашИУВ. Проведено обучение руководителей и специалистов финансово-бухгалтерской службы по актуальным вопросам финансового планирования в деятельности медицинских учреждений для семейных поликлиник и районных медицинских объединений Ферганской области.

Отдел мониторинга реформ финансирования и управления здравоохранения: Разработаны и утверждены новые штатные нормативы для инфекционных больниц, централизованных бухгалтерий, реабилитационных центров, республиканского научного центра неврологии. Разработаны и внесены на согласование в Минфин штатные нормативы наркологической, эндокринологической и нейрохирургической служб, службы СПИД и крови. Подготовлены расчеты и сравнительные таблицы по действующим и предлагаемым условиям с введением новых штатных нормативов.

КОМПОНЕНТ 3 «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ УСИЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ И КОНТРОЛЯ НИЗ».

Подкомпонент 3.1: Формирование здорового образа жизни и профилактика НИЗ

  1. В целях распространения опыта внедрения интегрированного подхода в двух пилотных областях (Кашкадарьинская и Ферганская) по профилактике и контролю НИЗ проведены следующие мероприятия:

а. участие в разработке и продвижении Концепции и Программы мер по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения на 2019 - 2022 годы, которые утверждены постановлением Президента Республики Узбекистан от 18.12.2018 г. № ПП-4063.

б. для обеспечения эффективности проводимых информационно-образовательных кампаний в рамках проекта тиражированы следующие информационные материалы: три вида баннеров (600 шт), кубарики (опросник-памятка) (4200 шт), карманное пособие по здоровому питанию (10450 шт), которые в мае 2019 г. доставлены всем региональным органам управления здравоохранения. Также направлена инструкция по целевому использованию этих информационных материалов.

  1. В рамках исполнения постановления Президента Республики Узбекистан от 18.12.2018 г. № ПП-4063 под руководством Министерства здравоохранения и при поддержке Правительства Республики Узбекистан с апреля 2019 г. проводятся различные информационно-образовательные мероприятия под девизом «Сделай шаг к здоровой жизни!», «Выбираем здоровую среду (без табака)!».

Особенно эффективно при поддержке Представительства ВОЗ в Узбекистане, с привлечением медицинских работников, заинтересованных министерств, представителей общественности и населения, эти мероприятия проводится в г.Ташкенте. В организации мероприятий активно участвует ГБРП «Здоровье-3» г. Ташкента.

  1. Совместно с Представительством ВОЗ в Узбекистане подготовлен приказ Министерства здравоохранения № 126 от 10.05.2019 г. по внедрению клинического протокола PEN ВОЗ в практику всех учреждений ПМСП.

Подкомпонент 3.2: Укрепление систем эпидемиологического надзора

  1. В рамках проведения второго исследования STEPS ВОЗ выполнен следующий объем работы:

- на основе данных, полученных из Госкомстата, из 200 районов/городов отобраны 50 районов/городов с помощью инструмента STEPS ВОЗ;

- на основе данных, полученных из Республиканского благотворительного фонда “Махалля”, из 8984 махаллей отобраны 150 махаллей с помощью инструмента STEPS ВОЗ;

- подготовлены списки домохозяйств, расположенных в отобранных 150 махаллях;

- отобрано по 28 или 29 домохозяйств из каждой отобранной махалли. Всего отобрано 4320 домохозяйств;

- проведен сбор информации о контактных данных (номера телефонов) и уточнение фактического проживания отобранных домохозяйств;

- в ноябре 2018 г. проведены переговоры со Представительством ВОЗ в Узбекистане о совместном проведении исследования STEPS. По итогам переговоров достигнуто соглашение, что для проведения Шага 2 и Шага 3 исследования STEPS ВОЗ обеспечит поставку оборудования, реагентов и расходных материалов, а также будет оказывать методологическое содействие в проведении исследования;

- подготовлен Национальный Протокол исследования STEPS ВОЗ и адаптированное Руководство по методологии сбора данных в рамках исследования, которые в феврале 2019 г. согласованы с экспертами ВОЗ и Комитетом по этике Минздрава;

- для проведения полевых работ по сбору данных в рамках исследования в декабре 2018 г. заключен контракт (№ HP/CQ/18/01-1 от 11 декабря 2018г.) между ЦБРП и компанией OOO «Global Business Services»;

- адаптирована к местным условиям «Политика в отношении передачи данных, обмена информацией и процедуры подготовки публикаций для поэтапного подхода ВОЗ к эпиднадзору за НИЗ (STEPS)» и согласована с руководством ЦБРП «Здоровье-3», Минздравом и Группой по эпиднадзору за НИЗ в Штаб-квартире ВОЗ в Женеве (Швейцария);

- фактический бюджет для закупки предусмотренного оборудования и реагентов для Шага 3, превысил объём запланированных средств в два раза, что привело к задержке заключения контракта ВОЗ с поставщиком. В связи с задержкой поставки оборудования и реагентов между ЦБРП и компанией «Global Business Services» заключено Дополнительное соглашение к контракту, предусматривающее проведение полевых работ в июле-сентябре 2019 г.;

- проведены адаптация к местным условиям русского варианта Вопросника STEPS, Карточек возможных ответов и их перевод на узбекский язык. Для проверки корректности перевода выполнен обратный перевод вопросов с узбекского на английский язык и исправление выявленных неточностей и ошибок;

- в первой половине июня 2019 г. ВОЗ завершена работа по поставке оборудования, реагентов, расходных материалов, которые переданы ЦБРП для использования при проведении полевых работ по сбору данных;

- компанией «Global Business Services» сформирована команда исследователей, включающую в себя супервайзеров (8 чел.), интервьюеров (36 чел.) и лаборантов (14 чел.);

- компанией «Global Business Services» при поддержке ВОЗ проведена загрузка вопросника STEPS в онлайн платформу по сбору данных, размещенную на вебсайте ВОЗ;

- 24-28 июня 2019 г. при поддержке ВОЗ и компании «Global Business Services» проведен семинар по методологии сбора данных, где обучены 52 исследователя (координаторы, супервайзеры, интервьюеры и лаборанты). Семинар проведен при участии 4-х экспертов ВОЗ. Во время семинара проведено тестирование инструментов STEPS и онлайн платформы по сбору данных;

- совместно с компанией «Global Business Services» проведены подготовительные мероприятия к началу полевых работ по сбору данных (передача оборудования, реагентов, расходных материалов, подготовка и направление писем поддержки в региональные управления здравоохранения, центры госсанэпиднадзора, Республиканский благотворительный фонд «Махалля» с просьбой об оказании содействия в сборе данных среди домохозяйств).

Текущее состояние:

В рамках данного проекта предусмотрено оснащение современным медицинским и технологическим оборудованием 157 РМО, 15 городских медицинских объединений (ГМО), 180 семейных поликлиник (СП), 126 сельских врачебных пункта (СВП), 24 городских многопрофильных поликлиник. В рамках проекта проведена закупка и доставка до конечных учреждений 140 видов медицинского и прочего оборудования из предусмотренных 144 ТЭРом.

С начала проекта закуплено и доставлено товаров на общую сумму 108,2 млн. долларов США.

Плановый объем заключения контрактов на 2019 год на сумму 15,63 млн. долл. США был установлен исходя из расчетной (прогнозной) стоимости оборудования согласно ТЭР проекта. По результатам проведенных тендерных торгов были получены предложения и заключены контракты по ценам значительно ниже расчетных. За счет этого часть запланированных кредитных средств в размере приблизительно 6,4 млн долл. США оказалась сэкономлена. С учетом указанной экономии ожидаемая сумма освоения средств по проекту ниже запланированного показателя.

Дата завершения проекта 31.12.2019г.


Сохранить в формате pdf