Персональный кабинет

Вход
Регистрация
X
Логин
Пароль

Обычная версия

О министерстве Документы Учреждения Новости Мероприятия Проекты ИКТ Оnline услуги
Анализ: ЕСТЬ СВОЕ ВРЕМЯ И КУЛЬТУРА ВЫЗОВА «СКОРОЙ ПОМОЩИ»

Главная

29 июля 2019

Анализ: ЕСТЬ СВОЕ ВРЕМЯ И КУЛЬТУРА ВЫЗОВА «СКОРОЙ ПОМОЩИ»

Сформированная в нашей стране служба экстренной и скорой медицинской помощи играет важную роль в сохранении жизни и охране здоровья человека.

Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному совершенствованию системы экстренной медицинской помощи» от 25 января 2018 года является руководством к действию в повышении оперативности, качества и эффективности работ, повышении кадрового потенциала, широком внедрении новостей науки в медицинскую практику в данном направлении.

Более десяти миллионов обращений

Согласно данным, в нашей стране ежегодно службой экстренной медицинской помощи обслуживается более 10 миллионов обращений. Республиканским научным центром экстренной медицинской помощи, его региональными филиалами и отделениями свыше 200 тысяч больным оказываются самые сложные высокотехнологичные операции.

За последние два года из Государственного бюджета для сферы закуплено около 1500 специализированных автотранспорта и потребность регионов на эту технику полностью покрыта.

Теперь в нашей стране каждому 13 тысячи населению служит одна специальная машина скорой помощи. Если наблюдать за опытом развитых стран в этом направлении, у них на 20-25 тысячи людям приходится одно специальное автотранспортное средство. Значит, в этом смысле медицина нашей страны поднялась до уровня международных стандартов. В данное время продолжается системная работа по приведению автопарка «скорой помощи» в современное состояние. Служба до 2021 года полностью откажется от автомашин марки «Дамас», перейдет к современным машинам «скорой помощи», оснащенным согласно международным стандартам. Также определено, что до конца 2019 года во всех машинах «скорой помощи» будут полностью налажены удобная связь и система GPS, обеспечивающая быстрое направление машин к месту вызова.

Обеспеченность учреждений экстренной и скорой медицинской помощи лекарствами и медицинскими принадлежностями выросла в три раза. То есть сегодня для каждого вызова определены минимальные расходы в размере 5000 сумов. Этот показатель в 2016 году составлял 748 сумов, а в 2017 году — 1627 сумов.

Известно, что в нашей стране неотложная первая медицинская помощь в экстренных случаях раньше бесплатно оказывалась только в государственных медицинских учреждениях. Теперь же, вне зависимости от формы имущества, будь то государственные или частные медицинские учреждения, определено бесплатное оказание экстренной и неотложной медицинской помощи. Это тоже огромное удобство для населения. К тому же организация в системе службы экстренной медицинской помощи сall-центров и привлечение на работу в них врачей, оборудование машин «скорой помощи» GPS-устройствами становятся важным фактором в охране здоровья населения нашей страны.

В чем причина опозданий?

Отрадно, что осуществляемые в системе экстренной медицинской помощи широкомасштабные реформы дают определенные результаты, расширяются объемы оказания квалифицированной медицинской помощи всем слоям населения. Но в сфере еще есть вопросы, ожидающие своего решения. В частности, встречаются случаи опоздания «скорой помощи» к месту вызова.

Если государством создаются все необходимые условия, служба «скорой помощи» в области автотранспортного обеспечения намного превышает показатели развитых стран, так, почему же эта проблема опять поднимается на повестку дня? При изучении существующей ситуации выясняется, что серьезным препятствием поднятию качества службы «скорой помощи» являются необоснованные и ложные вызовы, не соблюдение правил по освобождению дороги для машины «скорой помощи», заграждение дороги и входных путей к домам. Ибо в службе скорой помощи время считается самым ценным критерием, каждая минута, и даже секунда является для больного вопросом жизни и смерти.

Сколько времени дается?

— Поступившие в скорую медицинскую помощь вызовы делятся на две группы, — говорит заместитель главного врача Ташкентской городской станции скорой медицинской помощи Илхом Аслонов . — Повреждения и заболевания или случаи, оказывающие серьезную опасность жизни и здоровью больного, то есть результаты ДТП, чрезвычайных случаев, высотная травма, бессознательное или разные шоковые состояния, профузное кровотечение, роды, термические ожоги или охлаждение тела, острое отравление от химических или лекарственных средств, удары током считаются экстренными, на такие вызовы машины «скорой помощи» обязаны приехать в течение 20 минут.

А ко второй группе относятся не экстренные вызовы, но по ним тоже должна быть оказана скорая медицинская помощь. К ним относятся аритмия, приступ астмы, средняя и легкая травма, аллергия, головная боль, боль в области живота, грудной клетки, острое расстройство психики, приступы почки, неоднократная рвота, сыпь, высокая температура (если она не снижается и после принятия пероральных лекарственных средств) и другие. На такие вызовы машина «скорой помощи» должна приехать в течение 30 минут.

Необоснованные вызовы

— Сегодня 30-40 процентов всех поступающих в «скорую помощь» вызовов являются необоснованными, не подходящими ни по одной категории вызовов, — продолжает Илхом Аслонов. — В большинстве случаев люди с хроническими заболеваниями вызывают «скорую помощь» для того, чтобы им померили давление или же сделали укол, дали таблетки. Есть такие больные, которые в год делают более 1000 таких вызовов. На самом деле, если они обратятся в семейную поликлинику или сельский врачебный пункт, на основе рекомендаций врача общей практики будут регулярно получать все процедуры, в первую очередь, была бы большая польза их здоровью. В свою очередь, «скорая помощь» тоже занималась бы обслуживанием действительно экстренных вызовов.

Еще один факт. Всего лишь 15 процентов вызовов госпитализируются, то есть больные отвозятся в больницы, а в 85 процентах случаях оказывается помощь на месте. Это тоже говорит о том, что основная часть вызывающих «скорую помощь» на самом деле не нуждаются в ней. Если взглянуть в международную практику, к примеру, в Европе 85 процентов вызовов госпитализируются.

Встречаются и ложные вызовы. Они занимают больше времени, чем обычные вызовы, что в определенный период занимает и врача, и шофера. В таких случаях, вне зависимости от времени сутки, нужно будет побеспокоить жителей данной территории, заниматься выяснением, что такой адрес на самом деле не существует и утвердить этот факт.

Еще одной проблемой, которую стоит решить, является не соблюдение правил по освобождению дороги для машины скорой помощи. В развитых зарубежных странах на дорогах для машин «скорой помощи» выделены отдельные пути, которые всегда свободны. Вместе с этим, по данному вопросу у водителей высокая ответственность и культура.

Конечно, отрадно, что в нашей стране в последние годы в процессе благоустроительных работ этому вопросу уделяется особое внимание. Но работ еще не мало. Потому что все еще часто встречаются случаи, когда машинам «скорой помощи» не уступают дорогу. Могут уступить дорогу только тогда, когда включаются сирены. Но есть и такие, кто не реагирует даже на звуки сирены.

А ведь никто не гарантирован от несчастных случаев, возникновения неожиданных проблем со здоровьем. Значит, постоянное внимание и ответственность к своему здоровью и здоровью других людей является важным правилом человечности.

Усилится охрана здоровья

Всем нам хорошо известно, что во многих странах с развитой медициной в системе оказания населению экстренной и скорой медицинской помощи используются платные услуги или медицинское страхование. А в нашей стране эта служба финансируется государством. Каждый вызов государству обходится в 75-80 тысяч сумов. В последние годы все больше повышается уровень ее финансирования. Предусмотрено за последние три года для развития сферы направить 604,2 миллиарда сумов, вместе с этим, с 2020 года обеспечить службу скорой медицинской помощи техникой авиации.

Кроме этого, исходя из мирового опыта, планируется наладить деятельность парамедиков. К тому же под постоянным вниманием находится вопрос усиления и координация интеграции между службой «скорой помощи» и первичными медико-санитарными учреждениями медицины. В последние годы в ряде сельских семейных поликлиник открылись пункты «скорой помощи». Конечно, цель подобных важных реформ, в первую очередь, защита интересов и охрана здоровья населения.

У каждого есть свой долг

Не принижая нашу национальную духовность, хотел бы обратить ваше внимание не некоторые стороны, которым можно учиться у граждан развитых стран. Они, обращаясь в «скорую помощь», четко отвечают на все вопросы оператора по поводу состояния больного. К примеру, стараются сообщить о жизненных показателях больного (температура тела, кровяное давление, пульс и другие), это, в первую очередь, крайне полезно для больного. Потому что при экстренных случаях ценным является каждое мгновение. В свою очередь, оказанная при правильном подходе первая медицинская помощь во многих случаях играет решающую роль в судьбе больного.

А у нас? Есть и такие, когда оператор спрашивает у родственника больного о его состоянии, начинают повышенным голосом говорить: «Я откуда знаю, приезжайте быстрее». А некоторые даже смущаясь, что обратились в «скорую помощь» говорят всего лишь «больному стало плохо». А на самом то деле его состояние немного серьезнее. В любом случае в нашей стране принцип социальной справедливости ставится выше всего. За каждым обращением стоит судьба человека. Поэтому «скорая помощь» всегда к вашим услугам. Но, пользуясь этой услугой, в ответ на создаваемые государством возможности должны чувствовать ответственность и быть более внимательными.

Обиджон ДИЛМУРОДОВ,

местный консультант

по вопросам экстренной и скорой медицинской помощи.