О министерстве Документы Учреждения Новости Мероприятия Проекты ИКТ Оnline услуги

СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: учебный год сократился, а учебные программы? Главная

28 сентября 2017

СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: учебный год сократился, а учебные программы?

Сегодня вопросам обеспечения системы здравоохранения современно мыслящими, обладающими глубокими знаниями, ответственными, всесторонне развитыми кадрами уделяется внимание на государственном уровне. Президент Шавкат Мирзиёев особо отмечает это на встречах с представителями сферы здравоохранения. В частности, говорится о необходимости изучения международного опыта и подготовки на этой основе предложений по дальнейшему совершенствованию медицинского образования. В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах также обозначены задачи по созданию необходимых условий для коренного обновления сути и значения подготовки кадров, подготовки высоко квалифицированных специалистов на международном уровне.

В этой связи 27 сентября нынешнего года в Национальном пресс-центре проведена пресс-конференция на тему “Реформы в медицинском образовании — один из критериев развития сферы медицины страны”. В нем приняли участие ответственные работники Министерства здравоохранения, начальники управлений, ректоры медицинских вузов, а также журналисты.

пресс-конференция Реформы в медицинском образовании — один из критериев развития сферы медицины страны

Мероприятие было посвящено работе, проведенной на основе поручений Президента Шавката Мирзиёева по реформированию медицинского образования и повышению его уровня до мировых стандартов, ожидаемым в системе изменениям и их результатам.

Отмечалось, что развитие каждой сферы, в частности, медицины непосредственно зависит от подготовки кадров в данном напрпавлении. Даже если вы установите современную технику, внедрите последние технологии, осуществите реконструкцию зданий, сформируете совершенную систему управления, но допустите пробелы в подготовке кадров, то все же не стоит ждать серьезных позитивных изменений в сфере. Не зря на данный вопрос был сделан акцент на четырех встречах с представителями системы здравоохранения, прошедших под председательством главы государства.

Принятие 5 мая нынешнего года постановления Президента “О мерах по дальнейшему реформированию системы медицинского образования в Республике Узбекистан” начало новый этап в данном направлении.

Надо признать, семилетний срок обучения в бакалавриатуре (лечебное дело) в высших медицинских учреждениях не отвечал требованиям дня, к тому же требовал дополнительные финансовые затраты, не основанные именно на данном обучении.

В данном постановлении главы государства предусмотрено решение вопросов нехватки медицинских кадров, определены сроки обучения в системе бакалавриата по медицинскому направлению. Согласно нему, начиная с 2017/2018 учебного года сроки учебы по направлениям лечебное дело, профессиональное образование (лечебное дело), военно-медицинское дело (лечебное дело), педиатрическое дело составляет 6 лет, медико-биологическое дело — 4 года, медико-профилактическое дело — 5 лет . К тому же студенты 2-5 курсов, обучающиеся по направлениям бакалавриата “лечебное дело”, “профессиональное образование” (лечебное дело), “военно-медицинское дело” (лечебное дело), “педиатрическое дело”, продолжат учебу на основе программы 6-летнего образования.

пресс-конференция

В 7 высших медицинских образовательных учреждениях страны и их региональных филиалах каждый год готовится более двух тысяч врачей. Однако когда мы выехали на места для изучения реального положения дел, то выяснилось наличие несоразмерности в обеспечении кадрами первичной системы здравоохранения. С этой точки зрения постановление Президента “О приеме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2017/2018 учебном году” от 5 мая нынешнего года стал важным документом в улучшении обеспеченности кадрами. Согласно нему, с 2017/2018 учебного года впервые осуществлен прием на основе государственного гранта для регионов, испытывающих потребность в медицинских кадрах.

Именно поэтому прием студентов в медицинские вузы в этом году был по-особому. В текущем году 44 тысячи 409 юношей и девушек сдали документы в медицинские вузы. Из них 3 тысячи 455 стали студентами, 1 355 — поступили на основе государственного гранта и 2 090 на платно-контрактной основе.

Когда были проанализирован учебные часы, то выяснилось, что повторяются 15 процентов и даже больше тем учебных программ. Кроме того, в системе бакалавриата и магистратуры преподавались предметы, не относящиеся к специальности, что отнимало время студентов на самостоятельное занятие, влияло по получение знаний по специализации. Еще одной проблема была связана с трудностями в обновлении преподаваемых знаний.

Постановлением главы государства определено увеличение удельного веса учебных часов по доклинического и клинического блокам высшего медицинского образования, пересмотр стандартов высшего медицинского образования. На его основе заново разрабатываются государственные стандарты образования для бакалавриата. Это предусматривает расширение блока профессиональных предметов, увеличение удельного веса учебных часов по доклиническому и клиническому блокам обучения в бакалавриате до 85 процентов, в том числе для клинической учебной практики, за счет сокращения учебных часов по гуманитарному и социально-экономическому блокам до 7 процентов от общего объема учебного времени. В прежних учебных планах, определенных в Государственном стандарте образования объем учебных часов по гуманитарным и социально-экономическим предметамсоставлял 15-20 процентов, а по специальности — лишь 45-50.

В постановлении также говорится, что в дипломах выпускников высших медицинских образовательных учреждений будет указана их специальность. Раньше в дипломах выпускников высших медицинских образовательных учреждений не указывалась их специальность. В результате наблюдались своеобразные проблемы и негативные случаи во внутреннем и внешнем рынке труда. Данным документом, направленным на развитие медицинского образования, наряду со многими направлениями обозначено указание специальности в дипломе выпускника. Это положит конец недопониманиям, которые встречались выпускники в повышении квалификации и прохождении переподготовки в ведущих зарубежных высших медицинских образовательные учреждениях и научных центрах

Можно без всяких сомнений утверждать, что принимаемые по инициативе Президента меры по комплексному развитию медицинского образования послужат:

Переход на сокращенный срок обучения по направлению лечебное дело, совершенствование учебныхчасов и целевой прием студентов, обеспечит, а также.

Без всякого сомнения можно утверждать, что реализация обозначенных задач в постановлении Президента:

· ускорит на 15 процентов процесс восполнения нехватки медицинских кадров,

· адаптирует медицинское образование к международным стандартам,

· повысит потенциал кадров медицинских образовательных учреждений,

· послужит целевому расходованию бюджетных средств,

· укрепит практические навыков студентов высших медицинских образовательных учреждений и позволит эффективно организовать учебный процесс и подготовку высококвалифицированных медицинских кадров.

Информационная служба

Министерства здравоохранения.