О министерстве Документы Учреждения Новости Мероприятия Проекты ИКТ Оnline услуги

Развитие Электронного здравоохранения Главная

22 сентября 2015

Комплекс информационных систем «соғлиқни сақлаш» национальной интегрированной информационной системы здравоохранения Республики Узбекистан

Комплекс информационных систем «соғлиқни сақлаш» национальной интегрированной информационной системы здравоохранения Республики Узбекистан

Баймухамедов М.В.

Введение

Основной целью внедрения современных информационных систем в здравоохранение является улучшение качества обслуживания населения путем повышения эффективности и управляемости лечебно-диагностического процесса, рационализации использования средств и ресурсов, улучшения качества оказания медицинской помощи.

Целью реформы информационной системы здравоохранения является создание «Единой интегрированной информационной системы здравоохранения».

Под «Интегрированной информационной системой здравоохранения» понимается информационная система, позволяющая обеспечить формирование организационно- упорядоченной совокупности информационных систем и ресурсов в целом в системе Здравоохранения с использованием совместимых методов и средств информационных технологий и средств телекоммуникаций, предназначенных осуществлять сбор, хранение, поиск, обработку и предоставление информации.

К сожалению, до настоящего времени процесс внедрения ИКТ был ограничен рамками отдельных проектов, без учета какой-либо интеграции. Но создание эффективной системы здравоохранения невозможно без формирования единого информационного пространства. Одним из основных сдерживающих этот процесс факторов являлось отсутствие общепринятых стандартов электронного взаимодействии, а также структуры в системе Министерства здравоохранения Республики Узбекистан (МинЗдрав РУз), отвечающее за данные вопросы.

«Лоскутная информатизация» здравоохранения может быть преодолена только посредством утверждения и соблюдения общих правил и регламентов по интеграции информационных систем и ресурсов различных подразделений ведомства и обеспечением между ними координации в области взаимодействия информационных потоков. Для определения стратегии необходимо учесть опыт развитых стран мира на первых этапах автоматизации и основную роль отдать централизованному подходу избегая стихийности.

Возможность централизации и интегрирования информации сократит время на ввод данных, упростит доступ к ней, создаст «прозрачность» при предоставлении отчетности лечебно-профилактических учреждений. В настоящее время раздробленность данных и отсутствие синхронизации между разными подсистемами приводят к поиску новых решений, которые должны быть основаны на интеграции отдельных подсистем между собой. Основные усилия направлены на то, чтобы были введены стандарты электронного взаимодействия, в основе которых лежит идея двустороннего обмена информацией: системы будут позволять получать данные из других систем и передавать данные в другие системы.

Основная часть

Для решения вышестоящих проблем было предложено решение разработать и утвердить концепцию «Национальной интегрированной информационной системы здравоохранения» (далее НИИСЗ), создать отраслевой специализированный центр по развитию «Электронного здравоохранения» и создать единый Центр обработки данных (ЦОД) Министерства здравоохранения, которые будут являться организационно упорядоченной совокупностью информационных ресурсов, информационных систем и средств связи, позволяющая осуществлять сбор, хранение, поиск, обработку и пользование информацией, рассматриваемая в отраслевом масштабе как единая информационная система МинЗдрав РУз, объединяющая информационные системы и информационные ресурсы по различным направлениям.

Принимая во внимание поставленные задачи, министерством разработана и утверждена концепция стратегии развития НИИСЗ. Имеет большое значение то, что эта стратегия имеет целостный и продуманный подход е целью дополнительного повышения качества, которое будет подтверждено временем и станет следующим шагом к созданию системы «Электронного здравоохранения», с продвижением новых преимуществ и услуг, Мероприятия, предложенные в стратегии, позволят соответствовать интересам многих организаций, учреждений и служб, вовлеченных в процесс здравоохранения и послужат дополнительным средством для повышения качества предоставляемых МинЗдрав РУз услуг.

Принимая во внимание текущее состояние и проводимые реформы в системе здравоохранения, а также в исполнение утвержденного Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан» от 27 июня 2013 года долгосрочного плана действий на период реализации до 2020 года, перед министерством поставлена задача создания Комплекса информационных систем: КИС «Соғликни саклаш» для предоставления интерактивных услуг в сфере здравоохранения и дальнейшего развития «Национальной интегрированной информационной системы здравоохранения» Республики Узбекистан (КИС «Соғликни саклаш» НИИСЗ РУз), которая должна соответствовать следующим требованиям:

· Предоставление услуг по здравоохранению должно быть безопасно, т.е. требуется избегать нанесения вреда пациентам во время лечения. Это требование нацелено на все уровни здравоохранения, на которых система помогает медицинским работни­кам принять наиболее подходящее решение на основе достоверной информации о пациентах;

· Предоставление услуг по здравоохранению должно быть эффективно, т.е. требует­ся избегать как чрезмерного, так и недостаточного использования медицинских ре­сурсов. Система здравоохранения должна на высоком уровне предоставлять обслу­живание пациентов на основе проверенных практикой фактов и доступных совре­менных медицинских знаний;

· Здравоохранение должно быть ориентированным на пациента, т.е. лечение и об­служивание пациента должно соответствовать его индивидуальным нуждам, ценно­стям и предпочтениям, которые значительным образом влияют на эффективность всего лечения;

· Здравоохранение должно быть максимально своевременным, т.е. требуется избегать ожиданий и задержек, которые могут очень негативно отразиться на обслуживаемом пациенте;

· Здравоохранение должно быть максимально рациональным, т.е. требуется избегать неправильного использования ресурсов, в которых испытывается недостаток;

· Здравоохранение должно стремиться к достижению высокого уровня равенства и справедливости, т.е. обслуживание пациентов не должно различаться в зависимости от личных данных (географических данных, социально-экономического статуса, и др.)

КИС «Соғликни саклаш» НИИСЗ РУз должна представлять собой систему, нацеленную на выполнение фундаментальных 6 задач, описанных выше, т.е. услуги по здравоохранению, предоставляемые на основе единых стандартов, должны быть безопасными, своевременными, эффективными, рациональными, ориентированными на пациента и обеспечивающими равенство. КИС «Соғликни саклаш» НИИСЗ РУз подразумевается, как современная и прозрачная система здравоохранения, нацеленная на повышение качества услуг для всего населения Узбекистана и для этого помещающая пациента в центр всей системы здравоохранения - ориентированная на пациента.

КИС «Соғликни саклаш» НИИСЗ РУз должна использовать преимущества целостного и продуманного подхода, который состоит из набора определенных шагов. Каждый шаг представляет специальный сервис, нацеленный на решение важнейших проблем медицинского обслуживания. Более того, сервисы КИС «Соғликни саклаш» НИИСЗ РУз действуют по единому общему принципу, на основании которого определенные части могут и должны быть вновь использованы в следующих шагах согласно стратегии развития, что приведет к долгосрочности использования, оптимизации затрат и повышению качества медицинского обслуживания.

Современная система здравоохранения Узбекистана и проводимые реформы нацелены на улучшения качества оказания помощи, особенно направленное на проведение профилактических работ в первичном звене здравоохранения. Специализированное медицинское обслуживание предоставляется на уровне медицинских центров, районных и областных больниц. Перемещение первичных пунктов обслуживания ближе к пациенту играет существенную роль в отношении качества и эффективности затрат предоставляемого обслуживания.

Вследствие низкого уровня развития инфраструктуры ИКТ (телекоммуникации, компьютерные сети), предлагаемая система должна соответствовать текущей ситуации и предоставить механизм по преодолению этой проблемы. Архитектура решения должна предоставить услуги наиболее удаленным пациентам и в то же время должна быть готова к подключениям к центральной системе на основе авторизованного доступа. По этой причине удаленные медицинские центры должны иметь возможность работать в автономном режиме, независимо от центральной интеграционной коммуникационной системы, в полном объеме функциональности. Это условие может быть обеспечено при помощи технологий «тонкий клиент» с полным (повторяющимся) набором функциональных особенностей (управление и хранение локальных данных, использование механизмов безопасности и т.д.). После выполнения предварительных требований для подключения, все данные и информация, собранные за время работы в автономном режиме, будут приняты и могут быть повторно использованы по всей единой интегрированной системе, независимо от точки доступа. Внешние приложения должны иметь возможность для регулярного подключения к центральной системе при помощи оптимально используемых существующих ресурсов инфраструктуры (т.е. при помощи беспроводной связи, мобильных сетей и др.). В наиболее удаленных районах ресурсы инфраструктуры могут быть использованы время от времени для получения данных от других систем, подключенных к Интеграционной Платформе Здравоохранения (ИПЗ), для отправки данных в хранилища внутри системы или для использования специфических возможностей системы (например, телемедицина, медицинский портал, электронные библиотеки и др.).

Весь проект построения КИС «Соғликни саклаш» НИИСЗ Республики Узбекистан, с периодом реализации 2014-2020 годы, разделен на три этапа:

I этап - Создание Телекоммуникационной и технической инфраструктуры, с учетом информационной безопасности

II этап - Создание Интеграционной платформы системы «Электронное здравоохранение»

- Разработка и внедрение внешних медицинских приложений и специализированных информационных систем III этап - Масштабирование

На рисунке 1 показано решение под ключ, включающий все три вышеуказанных этапа создания КИС «Соғликни саклаш» НИИСЗ Республики Узбекистан.

Сельский

проект построения КИС «Соғликни саклаш»

Рис. 1. КИС «Соғликни саклаш» НИИСЗ Республики Узбекистан


При помощи такого внедрения может быть достигнута основная цель:

Медицинские работники в различных учреждениях здравоохранения, используя адекватные внешние медицинские приложения и системы, получат доступ к центральной интеграционной платформе, которая делает сильной системой медицинского обслуживания, предоставляющей качественные и своевременные услуги всем пациентам без ограничений.

Заключение

Управление здравоохранением - процесс, основанный на нескольких сложных факторах, включая финансовое управление, управление общественным здравоохранением, предоставление медицинских услуг и другие организационные управленческие процессы. Разделение областей ответственности с учетом однозначных связей между ними является ключевым фактором в успешном управлении полными комплексными процессами здравоохранения. Разделение ролей и ответственности обеспечит четкие коммуникации между подсистемами, которые помогут принять правильное решение на основе соответствующих современных корректных данных, собранных из различных источников внутри системы, независимо от временных и географических условий. Используя сбор и обработку полных данных, возможно будет принять решение о лечении пациента и управлять процессами здравоохранения на основании однозначных и достоверных фактов и цифр.

Все эти факторы не могут быть реализованы без сильной НИИСЗ, которая обеспечивает управление всеми процессами.

Именно поэтому информатизация системы здравоохранения, соединяющая законченные процессы и ресурсы в области здравоохранения в уникальную единую и полностью прозрачную систему, принесет ключевые преимущества:

• Повышение качества услуг здравоохранения,

• Лучшее управление медицинскими учреждениями и процессами.

• Рационализация системы путем управления затратами и финансовыми потоками.

• Контроль эффективности затрат, особенно в учреждениях первичного медицинского обслуживания в сельских областях.

• Улучшения механизмов финансирования и управления всей системы здравоохране­ния,

• Улучшение санитарно-эпидемиологического обслуживания.

• Децентрализация системы здравоохранения без снижения качества обслуживания в сельских регионах (телемедицина).

• Медицинское обслуживание на основании наилучшего опыта и накопленных зна­ний.

• Непрерывное профессиональное медицинское образование, в том числе на основе методов дистанционного обучения без отрыва от производства и т.д.

Информационная система здравоохранения, а также услуги телемедицины должны интегрироваться в существующую систему здравоохранения и улучшить проводимые в системе Министерства здравоохранения реформы, Данное обстоятельство требует приложения особых усилий по внедрению и адаптации Информационных систем и Телемедицинских технологий с тем, чтобы они стали неотъемлемой частью национальной системы здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зекий О Б. Автоматизация здравоохранения, от изд. ОАО «Типография «Новости». - Москва 2001.400 с.

2. Зекий О.Е. Управление ресурсами здравоохранения и системы ОМС. Методология, организация и опыт внедрения информационного обеспечения. -М,: Федеральный вестник «ЭКОС-ИНФОРМ», 1999. 416с.

3. Сабанов В.И., Голубев А.Н., Комина Е.Р. Информационные системы в здравоохранении: Учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. 224 с.

4. Саак А.Е., Пахомов Е.В., Тющняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. 2-е изд. (+CD). - СПб.: Питер, 2009. 320с.